Page 74 - КЗД_2024
P. 74
130 лет назад основан
Железнодорожный цех ВМЗ (1894)
Становление железнодорожного транспорта на ВМЗ началось в
конце XIX века. В 1894 году заводы Вили, Выксы, Досчатого с
пристанью на Оке соединяла железная дорога шириной колеи 630
мм.
До 1959 года паровозы работали на каменном угле, позже – на мазутном топливе. Последние
из них были списаны только в 1978-м. Первые же тепловозы серии ТУ-2, ТУ-3 и ТУ-2м
появились в 1958-м.
Только в 1962 году завод получил первый тепловоз широкой колеи ТГМ-1. Десять лет
спустя приобрели два мощных тепловоза серии ТЭМ-2 для поездной работы, с 1975 года
начали получать тепловозы серии ТГМ-4, а с 1977-го – ТГМ-6. Впоследствии была развита
сеть прямой связи между станциями и постами.
Начало коренной реконструкции предприятия дало мощный импульс развитию ЖДЦ.
Уже в 1975-м в комплексе с колесопрокатным цехом построили новую заправочную станцию
для тепловозов, начали сооружение тепловозовагонного депо с трехэтажным зданием и
мастерскими. Сегодня своих железных дорог стандартной колеи у предприятия 160
километров.
Голубева Н. ЖДЦ: от основания до наших дней / Н. Голубева, Н. Захарова, Д. Макаров // Выксун.
металлург. – 2009. – 31 июля. – С. 3; Макаров Д. Двойной праздник выксунских железнодорожников //
Выксун. рабочий. – 2014. – 30 июля. – С. 8,17; Макаров Д. Стальной артерии завода – 120 лет! //
Выксун. металлург. – 2014. – 1 августа. – С. 8; Макаров Д. Таким было начало // Выксун. металлург. –
2008. – 1 августа. – С. 7;
130 лет со дня основания
Мартеновского цеха № 1
На Нижне-Выксунском заводе мартеновское производство было
освоено в 1892 году, а в 1894 – построен специализированный
мартеновский цех с печью ёмкостью 12 тонн, с ручной завалкой
шихты, возведены газогенераторная станция и мазутная.
Первым начальником цеха был Альберт Генрихович Клеф. Сталь и стальные изделия
имели более широкий спрос, чем железо, что дало возможность за короткий срок увеличить
выпуск продукции заводов на 40%. В 1898 году была построена новая (четвёртая) доменная
печь улучшенной конструкции с паровой подъёмной машиной.
В первые годы Советской власти заводоуправление разработало план расширения и
переоборудования заводов. Для мартена план включал строительство мартеновской печи.
Намечалось довести производство стали до 26 000 тыс. пудов в год, но в условиях
Гражданской войны реализовать намеченное не удалось.
В 30-е годы ударными темпами началась реконструкция мартеновского цеха.
Реконструкция шла постепенно и опиралась на массовое движение рационализаторов и
изобретателей из числа работающих в цехе, а также конструкторов и изобретателей из штата
заводоуправления. Ударников в мартеновском цехе было много, тон задавали молодые
участники Гражданской войны: братья Иван Карпович и Алексей Карпович Бушуевы,
Николай Васильевич Святсков, Григорий Иванович Шишков и др. В 1932 году на всесоюзный
слёт комсомольцев – мартеновцев от ВМЗ был делегирован Павел Юдин.
74