Page 74 - КЗД_2024
P. 74

130 лет назад основан
                                                     Железнодорожный цех ВМЗ (1894)

                                             Становление железнодорожного транспорта на ВМЗ началось в
                                        конце  XIX  века.  В  1894  году  заводы  Вили,  Выксы,  Досчатого  с
                                        пристанью на Оке соединяла железная дорога шириной колеи 630
                                                         мм.
              До 1959 года паровозы работали на каменном угле, позже – на мазутном топливе. Последние
              из  них  были  списаны  только  в  1978-м.  Первые  же  тепловозы  серии  ТУ-2,  ТУ-3  и  ТУ-2м
              появились в 1958-м.
                   Только в 1962 году завод получил первый тепловоз широкой колеи ТГМ-1. Десять лет
              спустя  приобрели  два  мощных  тепловоза  серии  ТЭМ-2  для  поездной  работы,  с  1975  года
              начали получать тепловозы серии ТГМ-4, а с 1977-го – ТГМ-6. Впоследствии была развита
              сеть прямой связи между станциями и постами.
                   Начало коренной реконструкции предприятия дало мощный импульс развитию ЖДЦ.
              Уже в 1975-м в комплексе с колесопрокатным цехом построили новую заправочную станцию
              для  тепловозов,  начали  сооружение  тепловозовагонного  депо  с  трехэтажным  зданием  и
              мастерскими.  Сегодня  своих  железных  дорог  стандартной  колеи  у  предприятия  160
              километров.

              Голубева Н.  ЖДЦ: от основания до наших дней / Н. Голубева, Н. Захарова, Д. Макаров  // Выксун.
              металлург. – 2009. – 31 июля. – С. 3; Макаров Д. Двойной праздник выксунских железнодорожников //
              Выксун. рабочий. – 2014. – 30 июля. – С. 8,17; Макаров Д.  Стальной артерии завода – 120 лет! //
              Выксун. металлург. – 2014. – 1 августа. – С. 8; Макаров Д. Таким было начало // Выксун. металлург. –
              2008. – 1 августа. – С. 7;



                                                           130 лет со дня основания
                                                              Мартеновского цеха № 1

                                            На  Нижне-Выксунском заводе мартеновское производство  было
                                      освоено  в  1892  году,  а  в  1894  –  построен  специализированный
                                      мартеновский  цех  с  печью  ёмкостью  12  тонн,  с  ручной  завалкой
              шихты, возведены газогенераторная станция и мазутная.
                   Первым начальником цеха был Альберт Генрихович Клеф. Сталь и стальные изделия
              имели более широкий спрос, чем железо, что дало возможность за короткий срок увеличить
              выпуск продукции заводов на 40%. В 1898 году была построена новая (четвёртая) доменная
              печь улучшенной конструкции с паровой подъёмной машиной.
                   В  первые  годы  Советской  власти  заводоуправление  разработало  план  расширения  и
              переоборудования  заводов.  Для  мартена  план  включал  строительство  мартеновской  печи.
              Намечалось  довести  производство  стали  до  26  000  тыс.  пудов  в  год,  но  в  условиях
              Гражданской войны реализовать намеченное не удалось.
                   В  30-е  годы  ударными  темпами  началась  реконструкция  мартеновского  цеха.
              Реконструкция  шла  постепенно  и  опиралась  на  массовое  движение  рационализаторов  и
              изобретателей из числа работающих в цехе, а также конструкторов и изобретателей из штата
              заводоуправления.  Ударников  в  мартеновском  цехе  было  много,  тон  задавали  молодые
              участники  Гражданской  войны:  братья  Иван  Карпович  и  Алексей  Карпович  Бушуевы,
              Николай Васильевич Святсков, Григорий Иванович Шишков и др. В 1932 году на всесоюзный
              слёт комсомольцев – мартеновцев от ВМЗ был делегирован Павел Юдин.

                                                                                                            74
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79