Page 71 - КЗД_2024
P. 71
отличавшейся изысканным вкусом и широкими культурными пристрастиями. Созданный ею
литературный салон вскоре стал считаться одним из лучших в Москве, потому что хозяйка
умела привлечь в него людей интересных, известных широтой взглядов и высокой культурой.
Именно поэтому и домашние учителя для подрастающих детей подбирались Марией
Ивановной из круга тех, кто посещал её салон. По воспоминаниям близко знавших её людей,
Мария Ивановна была прирождённым воспитателем; четверо детей (младший сын Иван умер
в младенчестве) боготворили мать, уважая в ней не только властность, твёрдость убеждений,
но и отсутствие чувства страха, чётко сформулированную педагогическую систему, которую
она сама создала и проповедовала. Но характер у Марии Ивановны был нелёгкий - не хватало
терпения на собственную «систему», она часто бывала резка и несправедлива с детьми, за
малейшую оплошность прислуга наказывалась «из своих рук», дворня жила в постоянном
страхе.
С Выксой особенно тесно Сухово-Кобылины были связаны в 1846-1857 годах, когда
Василий Александрович был назначен правительственным опекуном над заводами и имением
и безвыездно жил в Выксе. Мария Ивановна с детьми приезжала, как правило, летом.
Балдина В. В. «На Выксе писал пиесу» // Приокская глубинка. – 2007. – №.1 – С. 15-26;
Д. Д. Шепелев – герой Отечественной войны 1812 года / [авторы В. М. Арсентьев, Е. В. Седов; сост.
Н. М. Арсентьев, А. В. Кузнецов]. – Саранск: Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарёва, 2008. – С. 44.
– (Край выксунский).
65 лет со дня смерти
Владимира Владимировича Варнакова
(1881-1959)
Профессиональный и талантливый режиссёр, поставивший десятки
спектаклей и внёсший большой вклад в развитие сценического искусства
Выксы. Более 20 лет руководил драмкружком во Дворце культуры им.
Лепсе, был самым ярким режиссёром довоенного времени.
Владимир Варнаков родился в Пензе, в семье врача. Начинал работу в
театре с должности суфлёра, раз и навсегда заболев сценой. Затем вышел
на подмостки и несколько лет занимался актёрским ремеслом. В 1911 году
Владимир Владимирович приехал в Челябинск, где состоялся его режиссёрский дебют на
местной сцене. Затем – работа в Муроме, Кулебаках, Навашине и в 1933 году – приглашение
в Выксу, в ДК металлургов. Его первый спектакль, поставленный здесь, назывался «Зелёный
звон», после которого в театр пошла не только публика, но и самодеятельные актёры. Через
пару лет к нему в труппу трудно было попасть. В студии, куда прошли счастливчики после
прослушивания, Варнаков вёл занятия по актёрскому мастерству, только спустя год артисты
выходили на сцену. Благодаря такой подготовке коллектив с успехом выступал на площадках
столичных городов.
Человек высокой культуры, интеллигент, знаток русской литературы и русского театра
Владимир Владимирович оставил яркий след в истории театральной Выксы. «Любовь Яровая»
Тренёва, «Васса Железнова» Горького, «Бесприданница» Островского, «Таня» Арбузова,
«Русские люди» Симонова, «Платон Кречет» Корнейчука, поставленные им на выксунской
сцене, волновали и воспитывали горожан, прививая чувство прекрасного.
Королёва В. Человек большой души // Машиностроитель. – 1957. – 9 апреля. – С. 2; Варнаков Владимир
Владимирович // Летопись трудовой и боевой славы выксунцев. – Нижний Новгород: Нижполиграф,
2000. – С. 384; Зимин Р. Режиссёр Владимир Варнаков // Выксун. рабочий. – 1999. – 10 июля. – С. 2;
Холодова Н. Воспоминания актрисы: [о В. В. Варнакове] // Выксун. рабочий. – 1999. – 23 февраля. – С.
3; http://wyksa.ru/2012/03/20/vyksa-teatralnaya-istoriya.html – 19.11.2013.
71