Page 73 - КЗД_2024
P. 73
после восстановления храма настоятель – священник Димитрий Колоколов. В 2006 году
реставрация завершилась. В настоящее время храм имеет статус архиерейского подворья.
Горбачёв В. Церковь Иоанна Богослова // Святыни Выксы: история и современность. – Выкса: Print
House, 2013. – С. 85-92; Давыдов А. Рождества Богородицы Малая, она же – Иоанна Богослова //
Выксун. рабочий. – 1997. – 3 июля. – С. 6; Фоменков С. Сохранить храм // Выксун. рабочий. – 1996. –
29 марта. – С. 2; Щукина Т. Колокольный звон звучит над городом, призывая выксунцев вернуться к
Богу // Выксун. рабочий. – 2016. – 23 сентября. – С. 8-9.
210 лет назад в Выксе открыт
Крепостной театр
(1814)
В материале Н.Д. Комовской «Из жизни крепостного театра» мы
узнаем следующую информацию о выксунском театре: «Но самой
диковинной и дорогой затеей Баташева являлся домашний театр.
Построенный в конце большой идущей от дома аллеи, он был
деревянным, но вполне вместительным и богатым по обилию декораций,
бутафории, костюмов. Строя его, Баташев отдавал дань своему времени,
когда многие богатые помещики заводили театр «для себя», предназначая его для семьи,
родных и знакомых. Как можно предполагать, на подмостках такого театра выступали в
основном крепостные крестьяне, обладавшие талантом в области вокального, сценического
или хореографического искусства.
Театр, как можно судить по данным позднейшей печати, был построен Иваном
Родионовичем в начале XIX века и предназначался для постановок в основном драматических
произведений.
Более полные сведения о нём относятся уже к 20-м годам XIX века, когда после смерти
старика Баташева история Выксунского театра связывается с именем Д. Шепелева…».
Бравому генерал-лейтенанту, любителю «пожить с эффектом», по душе были театральные
хлопоты. В 1830-е годы на месте деревянного театра Дмитрий Дмитриевич воздвиг каменный.
Эпоха расцвета театральной жизни в Выксе связана с сыновьями Д.Д. Шепелева – Иваном и
Николаем. Театр тех лет был великолепен и по архитектуре, и по декорациям, и по костюмам.
Освещался он газом, хотя в то время даже в Санкт-Петербурге театры освещались масляными
лампами. А какой был оркестр! В его состав входило 50 музыкантов, что было не на много
меньше оркестра императорских опер. Сохранились имена крепостных актеров того далёкого
времени: примы-балерины Житковой, танцора Жукова, артиста Гальянова, трех сестер
Кочетовых – Любови, Марии и Елизаветы. Капельмейстером крепостного оркестра был
Николай Павлович Уланов, а его заместителем – кларнетист Федор Склоков. Долгие годы,
чуть ли не со времен Баташевых, художником театра являлся Никита Тихонович Кораблев,
окончивший Московское Строгановское училище.
В 1840-е годы заводы перешли в ведение родственника Шепелевых – Василия
Александровича Сухово-Кобылина. К сожалению, он принял решение снести здание театра:
его содержание было слишком затратным. Новый театра в парке был построен спустя
несколько лет. Однако в 1895 году и он был закрыт, а здание снесено.
Зимин Р. Блеск и упадок крепостного театра // Выксун. рабочий. – 1998. – 26 марта. – С. 2; Комовская
Н. Д. Из истории крепостного театра в Выксе // Приокская глубинка. – 2009. – №1(7). – С. 29-62; //
Люди русского искусства. – Горький: Кн. изд-во, 1960. – С. 31-55; Кузьмин А. И. «Нерон Ардатовского
уезда» // У истоков русского театра. – Москва: Просвещение, 1984. – С. 106-109; Сытов А. Был в
Выксе оперный театр // Горьк. правда. – 1984. – 17 января. – С. 4; [Театр Баташевых-Шепелевых] //
Отечеству служить обязаны / Н. М. Арсентьев, А. М. Дубодел. – Санкт-Петербург: Наука, 2000. – С.
215-225;
73