Page 73 - КЗД_2024
P. 73

после  восстановления  храма  настоятель  –  священник  Димитрий  Колоколов.  В  2006  году
              реставрация завершилась. В настоящее время храм имеет статус архиерейского подворья.

              Горбачёв В. Церковь Иоанна Богослова // Святыни Выксы: история и современность. – Выкса: Print
              House, 2013. – С. 85-92; Давыдов А. Рождества Богородицы Малая, она же – Иоанна Богослова //
              Выксун. рабочий. – 1997. – 3 июля. – С. 6; Фоменков С. Сохранить храм // Выксун. рабочий. – 1996. –
              29 марта. – С. 2; Щукина Т. Колокольный звон звучит над городом, призывая выксунцев вернуться к
              Богу // Выксун. рабочий. – 2016. – 23 сентября. – С. 8-9.


                                                       210 лет назад в Выксе открыт
                                                             Крепостной театр
                                                                     (1814)

                                         В  материале  Н.Д.  Комовской  «Из  жизни  крепостного  театра»  мы
                                   узнаем  следующую  информацию  о  выксунском  театре:  «Но  самой
                                   диковинной  и  дорогой  затеей  Баташева  являлся  домашний  театр.
                                   Построенный  в  конце  большой  идущей  от  дома  аллеи,  он  был
                                   деревянным, но вполне вместительным и богатым по обилию декораций,
                                   бутафории, костюмов. Строя его, Баташев отдавал дань своему времени,
              когда  многие  богатые  помещики  заводили  театр  «для  себя»,  предназначая  его  для  семьи,
              родных  и  знакомых.  Как  можно  предполагать,  на  подмостках  такого  театра  выступали  в
              основном крепостные крестьяне, обладавшие талантом в области вокального, сценического
              или хореографического искусства.
                   Театр,  как  можно  судить  по  данным  позднейшей  печати,  был  построен  Иваном
              Родионовичем в начале XIX века и предназначался для постановок в основном драматических
              произведений.
                   Более полные сведения о нём относятся уже к 20-м годам XIX века, когда после смерти
              старика  Баташева  история  Выксунского  театра  связывается  с  именем  Д.  Шепелева…».
              Бравому генерал-лейтенанту, любителю  «пожить с эффектом», по душе были театральные
              хлопоты. В 1830-е годы на месте деревянного театра Дмитрий Дмитриевич воздвиг каменный.
              Эпоха расцвета театральной жизни в Выксе связана с сыновьями Д.Д. Шепелева – Иваном и
              Николаем. Театр тех лет был великолепен и по архитектуре, и по декорациям, и по костюмам.
              Освещался он газом, хотя в то время даже в Санкт-Петербурге театры освещались масляными
              лампами. А какой был оркестр! В его состав входило 50 музыкантов, что было не на много
              меньше оркестра императорских опер. Сохранились имена крепостных актеров того далёкого
              времени:  примы-балерины  Житковой,  танцора  Жукова,  артиста  Гальянова,  трех  сестер
              Кочетовых  –  Любови,  Марии  и  Елизаветы.  Капельмейстером  крепостного  оркестра  был
              Николай Павлович Уланов, а его заместителем – кларнетист Федор Склоков. Долгие годы,
              чуть ли не со времен Баташевых, художником театра являлся Никита Тихонович Кораблев,
              окончивший Московское Строгановское училище.
                   В  1840-е  годы  заводы  перешли  в  ведение  родственника  Шепелевых  –  Василия
              Александровича Сухово-Кобылина. К сожалению, он принял решение снести здание театра:
              его  содержание  было  слишком  затратным.  Новый  театра  в  парке  был  построен  спустя
              несколько лет. Однако в 1895 году и он был закрыт, а здание снесено.

              Зимин Р. Блеск и упадок крепостного театра // Выксун. рабочий. – 1998. – 26 марта. – С. 2; Комовская
              Н. Д. Из истории крепостного театра в Выксе // Приокская глубинка. – 2009. – №1(7). – С. 29-62; //
              Люди русского искусства. – Горький: Кн. изд-во, 1960. – С. 31-55; Кузьмин А. И. «Нерон Ардатовского
              уезда» // У истоков русского театра. – Москва: Просвещение, 1984. – С. 106-109; Сытов А. Был в
              Выксе оперный театр // Горьк. правда. – 1984. – 17 января. – С. 4; [Театр Баташевых-Шепелевых] //
              Отечеству служить обязаны / Н. М. Арсентьев, А. М. Дубодел. – Санкт-Петербург: Наука, 2000. – С.
              215-225;

                                                                                                            73
   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78